Закрыть

Экзистенциальный кризис мужского поколения

Экзистенциальный кризис мужского поколения

Люди, хоть немного увлекающиеся психологией, наверняка слышали такое понятие как «экзистенциальный кризис». За пугающим названием скрывается довольно прозаическая суть — это банальная потеря смысла в жизни, как правило, экзистенциальный кризис присущ тем цивилизациям или индивидам, у которых удовлетворены все самые базовые потребности, необходимые для выживания, которым не нужно заботиться о добыче пропитания, крова, у которых полный достаток в материальном плане.

Сегодня мы попробуем рассмотреть эту проблему немного с другого ракурса, а именно, каким образом экзистенциальный кризис проходит через жизнь сильной половины человеческого рода.

Надо сразу сказать, что проблема этого психологического понятия далеко не нова. Не берусь точно утверждать, но истоки этой проблемы раскрыл еще в далеком 18 веке наш российский литератор, живший в эпоху Екатерины 2, Денис Иванович Фонвизин. В своей бессмертной сатирической комедии «Недоросль» Фонвизин показал на примере Митрофанушки (дворянского недоросля, то есть юноши, не получившего письменного удостоверения об образовании и, соответственно, негодного к военной службе, которому также было запрещено вступать в брак), как пагубно на мужчине сказывается женская линия воспитания, помноженная на полный достаток, когда с малых лет мальчику вбивается в голову полная вседозволенность и освобождение от любого вида труда. Впервые на большой сцене театров было показано, какие бомбы замедленного действия таят в себе дворянские гнезда, воспитывающие очень нередко неспособное ни к чему кроме праздной и бессмысленной жизни поколение.

«Недоросль» была любимейшим произведением А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, — словом всей плеяды русских классиков золотого века литературы. Поэтому не стоит удивляться, что их творчество подхватило и развило эту идею кризиса мужского поколения, у которого нет никакого смысла в жизни. В эпохальном произведении «Евгений Онегин», этой «энциклопедии русской жизни» в образе главного мужского персонажа мы без труда определяем уставшего от бессмысленного времяпровождения героя.

«Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
…русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел».

Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, “…но труд упорный ему был тошен…”. Корни такой жизни кроются, как не трудно догадаться, в детских годах главного героя. Отец Онегина промотал все свое состояние и правильного воспитания дать мальчику конечно же не мог. Евгений получил поверхностное образование, однако идеально усвоил науку жить в праздности и безделье.

Спустя 7 лет после «Евгения Онегина», в свет выходит не менее грандиозное произведение, принадлежащее перу М.Ю. Лермонтова. Речь конечно же идет о его романе «Герой нашего времени». В лице главного героя Григория Александровича Печорина мы видим уже типичнейшую жертву экзистенциального кризиса личности. Через все произведение проходит лейтмотивом эгоизм персонажа, его глубочайшая усталость от такого существования, скука и тоска, — вот постоянные спутники Печорина. Собственно по ходу прочтения романа можно увидеть ровно те же самые корни его проблемы, а именно, — отсутствие отцовского воспитания, по словам самого же героя «обучение ему быстро наскучило», он ушел из дома в поисках удовольствий и приятного времяпровождения (благо материальный достаток позволял получать все это без особых проблем). Здесь уже стоит отметить, что ряд литературных критиков той эпохи были уже настроены довольно негативно к образу эгоиста, «лишнего человека». Так, например, Фаддей Венедиктович Булгарин (русский критик той эпохи) заметил, что называть Печорина героем нашего времени это полное неуважение к России, а также, что Печорин со своим эгоизмом и психологическими проблемами это продукт скорее Западной культуры, несвойственной нашему менталитету.

Не будем подробно останавливаться на развитии проблемы экзистенциального кризиса в трудах других классиков. Скажем лишь, что и у А.Н. Толстого, и у И.С. Тургенева, и у Н.В. Гоголя этот вопрос очень часто мелькает в произведениях, а большинство героев их книг в той или иной мере страдают от этого.

20 век принес России массу потрясений. Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная Война и последующее вслед за ней восстановление страны отложило такие тонкие вопросы как кризис личности на добрые полвека. Действительно, было, как говорится, не до скуки и хандры, дел хватало всем. Да и литературная тенденция тех лет не особо поддерживала такую тематику, в почете стали люди труда, которые своим примером и самоотверженным трудом должны были выводить Родину на новые пути развития.

Все меняется в эпоху так называемого «застоя» (1964 — 1987 гг). Многие застали те времена и прекрасно помнят, насколько проще и комфортнее было жить в ту эпоху, когда государство брало на себя решение практически всех социальных вопросов. Сытая жизнь, уверенность в завтрашнем дне приводят к тому, что в советском обществе с новой силой вспыхивает проблема душевной неустроенности человека. Искусство тех лет довольно четко передает изменение настроения. Индикатором эпохи становится пьеса Александра Вампилова «Утиная охота» и снятый по ее мотивам фильм «Отпуск в сентябре» (1979 г.). Главный герой — инженер Зилов, на его примере автор показывает типичного интеллигента тех лет, Зилов работает в научном институте, у него неплохой оклад, квартира, выданная государством, супруга, ждущая от него ребенка. Казалось бы все условия для безоблачного существования, но душу героя как и Онегина, как и Печорина грызет тоска, чувство безысходности его постоянный спутник, он много пьет, волочится за женщинами, не желает детей и единственное, что утешает его это очередной отпуск в сентябре, когда он может предаться своему излюбленному занятию — утиной охоте. На самом деле фильмов и книг с похожей тематикой создается в эти годы немалое количество. Сюда можно отнести и «Афоню» Георгия Данелии, и «Премию» Сергея Микаэляна и многие многие другие работы. Объединяет же их все один вопрос — потеря мужчинами своей идентичности, своей мужественности, потеря своего Я, своего предназначения как творца. Приводит же к этому вообщем то тот же набор причин, что и в 18 и в 19 веках — неверное в корне воспитание, неверные принципы заложенные с самого детства, слишком легкая и сытая жизнь, которая расслабляет и не дает проявить себя человеку.

В наши дни проблема экзистенциального кризиса не делась никуда, более того, она только набирает обороты. Воспитанные в феминизированном обществе мужчины теряют свою суть, они не понимают зачем родились, каков их путь, что делать и куда идти дальше. Следствием этого является ужасающая по своему охвату алкоголизация, наркомания, поиск иных способов ухода от реальности. Суицидальные проявления уже бьют все рекорды. Проблема стала настолько явной, что закрывать на нее глаза уже попросту невозможно и решать ее следует только совместными усилиями как государства так и самих мужчин, которым жизненно важно осознать, что они и только они являются носителями решения выхода из того тупика в котором оказались.

Автор Максим Зверев

Рекомендуем изучить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.